Внеклассное мероприятие - игра для старшеклассников «За семью печатями» по жизни и творчеству Стендаля

07.01.2015 23:41

 

Введение

Игра составлена по подобию телевизионной игры. Только я ставила познавательно-развивающие задачи, а не контролирующие, а также хотела подчеркнуть межпредметные связи.

 

Биографическая справка

Этот писатель — один из представителей французского классического реализма, творчество которого развивалось в тесной связи с романтизмом.

АНРИ МАРИ БЕЙЛЬ (Henri Marie Beyle), таково его настоящее имя, родился в 1783 году в Гренобле, в семье адвоката. Воспитывался он дедом-вольнодумцем, поклонником просветителей. Служил в военном министерстве, уча­ствовал в итальянском походе НАПОЛЕОНА I. С 1802 г, подав в отставку, занимался само­образованием, из-за материальных трудностей снова вер­нулся в армию (в 1806—14 гг — военный интендант, иско­лесил Германию, Австрию, Польшу, был очевидцем Боро­динского сражения и пожара Москвы).

После падения На­полеона жил в Италии, где сблизился с карбонариями, встречался с Дж. Г БАЙРОНОМ; с 1821 г — во Франции, после Июльской революции 1830 г — французский консул в Триесте, в 1831—41 гг жил в городке Чивиттавеккья близ Рима.

 Был активным публицистом («Английские коррес­понденции»), литературным и художественным критиком (книги «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция», все — 1817 г; «Жизнь Россини», 1824 г; «Расин и Шекспир», 1823—25 гг, и др.). Одним из первых аналитико-психологических опытов в мировой культуре явился трактат Стен­даля «О любви» (1822).

 Возрастающую с годами славу приобрели художественные произведения, в том числе роман «Арманс» (1827) — о чистой душе, страдающей в столкновении с расчётливым и лицемерным светом, и осо­бенно, продолжающий тему искажения человеческой нату­ры в её естественном стремлении к счастью, и внешне сдержанно-суховатый и полный внутреннего драматизма роман о попытке восхождения наверх и гибели одарённо­го бедняка, бунтующего простолюдина Жюльена Сореля — «Красное и чёрное» (1831).

Обострённый соци­альный критицизм проявился в незаконченном романе Стендаля «Люсьен Левей» (1855 г, другие названия «Зелё­ный охотник»; «Красное и белое»), симпатии к стойким и мужественным карбонариям — в новелле «Ванина Ванини» (1829) и романтически-напряжённом романе «Пармская обитель» (1839), интерес к незаурядным личностям и необычным ситуациям в новеллах, построенных на сюже­тах итальянских хроник «Ченчи» (1837), «Аббатиса из Каст­ро» (1839) и др. Исповедью сына эпохи перехода от субъективной страстности романтизма к реалистической потребности изучать общество звучат автобиографиче­ские книги Стендаля «Воспоминания эгоиста» (1832), «Жизнь Анри Брюлара» (1835). Один из тончайших психо­логов в мировой литературе, в духе времени стремящийся переложить «язык страстей на язык математики», Стендаль оказал значительное влияние на развитие европейского, в том числе русского романа.

 

Ход игры

 

 

Сегодня мы будем говорить о знаменитом французском писателе.

Вы слышали его имя или, по крайней мере, его псевдоним.

Родился он в (пишу на доске) в очень известном городе, расположенном во французских Альпах. В 1968 там проходили X зимние Олимпийские игры.

Впрочем, первые зимние Олимпийские игры тоже проходили во Франции, в Шамони.

В 1992 году XIV зимние Олимпийские игры тоже проходили во Франции, в Альбервиле, который находится также недалеко от этого города.

Летние-II 1900 Париж.    VIII-1924 –Париж

 

Время первой печати.

Как называется этот город, в котором родился наш герой?

Итак, АНРИ МАРИ БЕЙЛЬ (Henri Marie Beyle), таково его настоящее имя, родился в 1783 году в Гренобле, в семье адвоката. Воспитывался он дедом-вольнодумцем, в России таких в то время называли «вольтерьянцами», поклонником просветителей.

 

Время второй печати.

Назовите основных  деятелей Века Разума или Эпохи Просвещения, по возможности дайте ему определение и назовите время (век), которое так называется. Назовите основной труд (книгу) просветителей.

Эпохой просвещения, или Веком разума, в исторической литературе принято называть период истории Европы с 1650 по 1750 г., во время которого произошли радикальные изменения в философии и мировоззрении европейцев. Главным центром этих перемен стала Франция, но существенный вклад в формирование нового европейского мировоззрения был также внесен мыслителями Англии, Италии и Германии. Философия просвещения была весьма многогранна. В ее основе лежала оптимистическая вера в могущество разума, понимаемого как рациональное мышление, и в неограниченные возможности общественного развития, или прогресса.

 Просвещение было чисто интеллектуальным движением, основанным на ненасытной жажде знаний. Этой эпохе были свойственны особое уважение к науке и живой интерес к народам, животному и растительному миру самых отдаленных уголков Земли, многие представители которых только-только стали известны европейцам.

 Одним из величайших достижений Просвещения стала огромная «Энциклопедия» (1751-1777), которая по замыслу должна была включать в себя все знания, накопленные человечеством к тому времени.

«Энциклопедия», составленная французским философами Дидро и Д`Аламбером , содержала множество статей, написанных различными учеными и философами. Вера в то, что люди могут самостоятельно познавать окружающий их мир, неизбежно вела к отрицанию высших авторитетов. Этим просветители бросали серьезный вызов церкви, которая ясно осознала угрозу своим интересам, хотя большинство ведущих философов были убежденными христианами. Так некоторые виднейшие ученые попали в тюрьму. Труды других, например Декарта, были запрещены. Тем не менее некоторые европейские самодержцы, прозванные «просвещенными деспотами», оказывали поддержку и покровительство деятелям Просвещения. В большом количестве стали возникать университеты, научные общества и другие подобные учреждения, что, в свою очередь, привело к бурному развитию наук и философии. Реформам подверглась и гуманитарная сфера жизни общества, в частности, была официально провозглашена религиозная терпимость.

 

 

 

 

Крупнейшие деятели Просвещения:

1694-1778 гг. Вольтер, французский писатель, подвергший жестокой критике католическую церковь.

Д`Аламбер, Жан Лерон, 1717 - 1783 одн из главных редакторов  Энциклопедии и математик, математический физик. Сомневался в существовании Бога, выступал против феодальной сословности и защищал 3-е сословие.

Руссо, Жан Жак, 1712 – 1778, писатель, композитор. Идеи – культ природы, «естественное состояние человека» (всеобщее равенство и свобода), критика цивилизации, искажающей первоначальную неиспорченность человека, идеализация  «прекрасной души», предпочтение сердца разуму.

1596-1650 гг. Рене Декарт: французский математик и философ, подчеркивавший первостепенную важность разума и логики.

1642-1727 гг. Исаак Ньютон: английский ученый, открывший, помимо многих других законов физики, закон всемирного тяготения.

 

Наш герой служил в военном министерстве, уча­ствовал в итальянском походе НАПОЛЕОНА I  1796 года.

Затем у Наполеона в 1798 – 1799 годах была Египетская кампания, обе принесли ему славу великого полководца. Вы знаете, что многие привезенные из похода трофеи стали основой египетской коллекции Лувра.

 Но вот что интересно: в 1801 г.  один 11-летний мальчик, сын книготорговца, впервые увидел египетские иерог­лифы на папирусах и камен­ных стелах  у знаменитого физика и математика Ж.-Б.-Ж. ФУРЬЕ, ко­торый был участником египетского похода. Он зая­вил, что прочитает это пись­мо. Мальчик кроме греческо­го и латинского языков начал изучать арабский, сирийский, халдейский, коптский и даже китайский язык с единственной целью — найти способ прочитать египетские иероглифы. 17-летний юноша был единогласно избран членом Академии надпи­сей в 1807 г. после выступления в стенах академии по своей книге «Египет при фараонах». Считается основателем египтологии. После многолетней работы над надписью на Розеттском камне он нашёл ключ к прочтению иероглифического письма древних египтян. Основные принципы дешифровки он изложил в «Письме к господину Дасье» (секретарю Ака­демии надписей, где в 1822 г сделал сообщение). Его метод оказал значительное влияние на работы по де­шифровке других древневосточных систем письменно­сти. Он установил последовательность разви­тия египетского письма — иероглифическое, иерати­ческое и демотическое. В 1824—26 гг изучал египетс­кие памятники в музеях Италии, после возвращения был назначен хранителем Египетского музея в Лувре (где была собрана большая коллекция памятников, приве­зённых в Париж после египетского похода Наполеона I). Он составил первую грамматику и словарь еги­петского языка, изданные уже после его смерти.

 

Время третьей печати.

Как звали этого человека?

Жан Франсуа Шампольон (Champollion) (1790 – 1832),

 

С 1802 г, подав в отставку, наш герой занимался само­образованием.

Из-за материальных трудностей снова вер­нулся в армию (в 1806—14 гг — военный интендант, иско­лесил Германию, Австрию, Польшу, был очевидцем Боро­динского сражения и пожара Москвы, о чем оставил мемуары).

После падения На­полеона жил в Италии. Там он сблизился с итальянскими революционерами, боровшимися против австрийского владычества за независимость Италии. Им он посвятил несколько произведений, в том числе знаменитую новеллу «Ванина Ванини».

Время четвертой печати.

Как назывались эти итальянские революционеры? Почему их так называли?

Карбонарии.

 В Италии стали создаваться тайные революционные общества карбонариев. Главные свои задачи карбонарии видели в борьбе за национальную независимость против австрийского гнета и за государственное единство, а также в замене самодержавных монархий конституционными.

 Карбонарий — в переводе означает «угольщик». Участники революци­онного движения первые сходки устраивали в хижинах крестьян, которые в лесной глуши выжигали древесный уголь.

 

Но борьба карбонариев завершится успехом только к 1861 году.

1859 г. Франция поддерживает антиавстрийские выступления в Италии, возглавляемые Пьемонтом-Сардинией.

1860 г. Парма, Модена и Тоскания объединяются с Пьемонтом в единое государство. Гарибальди возглавляет революцию на Сицилии, в результате которой этот остров также присоединяется к Итальянскому королевству. Затем итальянские войска вторгаются в папскую область, она включается в состав Итальянского королевства, но сам Рим остается во владении папы.

1861 г. Король Пьемонта – Сардинии Виктор Эммануил провозглашается первым королем объединенной Италии.

 

Время пятой и шестой печати.

В этом же году в еще двух  великих странах произошли важные политические события. Назовите их и вы заработаете еще две печати.

1861- отмена крепостного права в России и отмена рабства в США. Выборы Линкольна президентом в 1860 году. Начало гражданской войны.

 

Этот писатель наряду с Виктором Гюго становится зачинателем во Франции нового литературного направления. Центральное место в литературной борьбе 20-х годов заняли теоретические выступления Гюго – предисловие к драме «Кромвель» и нашего героя – «Расин и Шекспир» и «Этюд о романтизме».

 Он опирался на пример Шекспира. Для решения самых кардинальных литературных проблем выбраны имена, которые к тому времени — к 1823 году — сами по себе говорили о многом, олицетворяли две различные традиции, два антагонистических, категорически противостоящих друг другу типа творчества («смер­тельная борьба между системой трагедии Расина и Шекспира»). Всё к началу 20-х годов сводилось к этому: противостоянию этого течения и классицизма — всё от него, казалось, зависело.

Писатель также решает проблемы, исходя из следующего вопро­са: какой должна быть французская трагедия в настоящее время, в 1823 году. Автор тоже обращается к «цитадели классицизма», к жанру трагедии. Отвечая на вопрос, он, как и Гюго, ставит под сомнение единства места и времени.

Коль скоро наш писатель историчен, он находил понятия красоты, идеала относительными, а не абсолютными. Святотатственно звучит для классициста следующий афоризм писателя: «Есть столько же идеалов прекрасного, сколько различных форм носа или различных характеров». Прекрасное для него связано с естественностью, вер­ностью природе. Поэтому привилегии прекрасного лишается та худо­жественная форма, которую ничего, кроме условности, не оправдыва­ет, которая рождена иным миром, отошедшим в прошлое. Так, алек­сандрийский стих он счел губительным для драматического искусства, вынуждающим страсти подчинять стиху, превращающим пер­сонажа в декламатора, наслаждающегося своим красноречием. «Про­стую прозу» он не колеблясь, предпочитает «слишком кра­сивым стихам». Особенно для такого жанра, которому придает, зна­чение первостепенное — исторической трагедии, или трагедии нацио­нальной.

 

Время седьмой печати.

О каком литературном направлении идет речь?

О романтизме.

 

В Италии встретился и сблизился со знаменитейшим английским поэтом-романтиком, который в 1816 году покинул Англию и участвует в национально-освободительной борьбе Италии в рядах карбонариев. Погибнет он в 1824 году, борясь за освобождение Греции.

 

Время восьмой печати.

Что это за поэт?

Джорж Ноэл Байрон. Родился в 1788году.

 

Традиционная оценка этого писателя: писатель - один из представителей французского классического реализма, творчество которого развивалось в тесной связи с романтизмом, потому что к 30-м годам этот писатель – зрелый реалист.

Самые его знаменитые произведения - романтически-напряжённый роман «Пармская обитель» (1839),

 Проникнуты интересом  к незаурядным личностям и необычным ситуациям его новеллы, построенные на сюже­тах итальянских хроник «Ченчи» (1837), «Аббатиса из Каст­ро» (1839) и др. Исповедью сына эпохи перехода от субъективной страстности романтизма к реалистической потребности изучать общество звучат его автобиографиче­ские книги  «Воспоминания эгоиста» (1832), «Жизнь Анри Брюлара» (1835).

Возрастающую с годами славу приобрел его роман «Арманс» (1827) — о чистой душе, страдающей в столкновении с расчётливым и лицемерным светом,

и осо­бенно, продолжающий тему искажения человеческой нату­ры в её естественном стремлении к счастью, и внешне сдержанно-суховатый и полный внутреннего драматизма роман о попытке восхождения наверх и гибели одарённо­го бедняка, бунтующего простолюдина Жюльена Сореля — «Красное и чёрное» (1831).

Обострённый соци­альный критицизм проявился в незаконченном романе писателя «Люсьен Левен» (1855 г, другие названия «Зелё­ный охотник»; «Красное и белое»).

Мой любимый роман - «Красное и чёрное» - был издан в 1831, а писался и заканчивался писать в 1830г. Этот год был отмечен во Франции важным политическим событием, в результате которого наш герой был назначен французским консулом в Триесте, то есть получил важный государственный пост.

 

 Время девятой печати.

О каком важном политическом событии идет речь?

  1830 Июльская революция свергла с престола Карла X и возвела на трон Луи Филиппа.

 

Был активным публицистом («Английские коррес­понденции»), литературным и художественным критиком (книги «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция», все — 1817 г; «Жизнь Россини», 1824 г; «Расин и Шекспир», 1823—25 гг, и др.).

Одним из первых аналитико-психологических опытов в мировой культуре явился трактат писателя «О любви» (1822).

 Один из тончайших психо­логов в мировой литературе, в духе времени стремящийся переложить «язык страстей на язык математики», наш герой оказал значительное влияние на развитие европейского, в том числе русского романа.

 

 

Источники:

Литературный энциклопедический словарь,1987г.,М, «Советская энциклопедия».

Школьный биографический словарь, 2002г.

История зарубежной литературы XIX века, часть первая. Под редакцией проф. А.С. Дмитриева, 1979г.

Хрестоматия. Зарубежная литература для средних и старших классов под редакцией Мощанской,1994г.

Зарубежная детская литература. Составитель Чернявская, 1982г.

Джейн Чизхолм. Мировая история в датах. 1994г.

А. Я. Юдовская и др. Новая история. 1800 – 1918. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

 

Примечания к ведению игры.

Игра проводится со всей группой в классе.

Перед началом каждый ученик получает стопку небольших листочков, на которых он будет писать ответы. На них сразу пишется фамилия ученика.

 На обдумывание – 1 минута.

Правильный ответ дается сразу после сбора листочков с ответами.

Окончательный подсчет баллов – на следующем уроке.

 

 

 

Koнтакт