Внеклассное мероприятие – игра для старшеклассников «За семью печатями» по жизни и творчеству Проспера Мериме

07.01.2015 23:40

 

Введение

Игра составлена по подобию телевизионной игры. Только я ставила познавательно-развивающие задачи, а не контролирующие, а также хотела подчеркнуть межпредметные связи.

Ход игры

Этот писатель — один из представителей французского классического реализма, творчество которого развивалось в тесной связи с романтизмом.

Он родился в Париже в1803году. Будущий пи­сатель рос в атмосфере преклонения перед искусством. В 1812 г. посту­пил в Наполеоновский ли­цей (переименован в коллеж Генриха VI). Затем он учился  на юридическом факультете Парижского университета. Однако его настоящим призванием стали литература, история языков, археология.

 Активный участник  Июльской революции 1830 года, после её победы занимал должности в различных министерствах (в том числе инспектора исторических памятников). С 1851 г. — сенатор.

 В 1845 году был избран членом Французской Академии.

Творческий путь наш писатель начался с непревзойденной мистификации. В 1825 году он опубликовал шесть драм, приписав авторство несуществую­щей испанской актрисе Кларе Гасуль. Интересно, что в некоторых экземплярах книги он поместил свой портрет в женском испанском костю­ме. Сын художника, он сам был пре­красным рисовальщиком и ак­варелистом.

Увлечение Испанией у этого писателя выразилось в двух посещениях этой страны, в написании также знаменитой новеллы с использованием «местного колорита».

 Это не самое удачное его произведение, но, возможно, самое знаменитое благодаря опере, написанной на сюжет новеллы.

Время первой печати.

Кто автор музыки оперы, отрывок из которой вы сейчас услышите?

Звучит хабанера или ария Кармен.

Жорж Бизе(1838 – 1875)

французский композитор. Родился в семье музыкан­тов. В 10 лет поступил в Па­рижскую консерваторию, блестяще учился как пиа­нист и композитор. В 17 лет написал Симфонию до мажор -одно из лучших своих симфонических произведений, В 1857 г. получил Римскую премию, дававшую право совершенствоваться в Италии. В 1860 г. Визе вернулся в Париж. С этого времени его начали преследовать не­удачи. Опера «Искатели жемчуга», написанная по зака­зу «Лирического театра», успеха не имела, опера «Пертская красавица» после нескольких представле­ний сошла со сцены. С началом в 1870 г. франко-прус­ской войны Визе записался в Национальную гвардию и некоторое время не имел возможности писать музыку За оставшиеся четыре года жизни (с 1871 по 1875 г) композитор создал свои самые лучшие произведения, однако и они были встречены публикой холодно. На премьере оперы «Кармен», состоявшейся в театре «Комическая опера», произошёл общественный скан­дал. Публика, ожидавшая развлекательного зрелища, была шокирована этой отнюдь не комической по сути оперой; «добропорядочные» буржуа сочли сюжет вуль­гарным и безнравственным, а музыку попросту безоб­разной. Визе тяжело переживал провал «Кармен» и вскоре после её премьеры умер. Настоящая ценность музыки Визе была понята после его кончины. В юнце 1875 г. «Кармен» поставили в Вене, и вскоре она завоевала круп­нейшие оперные сцены мира; в 1880 г. о ней с восхи­щением отзывался П. И. Чайковский. Основу насле­дия Бизе составляют сочинения для музыкального теа­тра (15 опер, оперетты и др.).

 

Вторая мистификация также блестяще удалась этому писателю через два года при издании сборника "Гюзла", состоявшего из 29 баллад, названного

 «сборником иллирийских песен, записанных в Далмации, Боснии, Хорватии

 и Герцеговине», где писатель подражал народному творчеству славян,

утверждая, что его песни при­надлежат сербскому сказителю Иакинфу

 Маглановичу.

Свои стихотворения в прозе писатель выдавал за переводы на французский

 язык, подчеркивая в примечаниях, что он стремился с возможной

 пол­нотой передать содержание и поэтичность народных баллад.

 Молодой французский романтик, с поразительным проникновением

 писал о национальной гор­дости народов Балканских стран, уже более

двух веков стра­давших от иноземного гнета и произвола. Герои писателя —

крестьяне, люди суеверные, невежественные, но обладавшие такими

чертами характера, которые, с точки зрения автора, были уже утрачены

 в буржуазном обществе. Высоко развито в народной среде чувство чести,

 беззаветно преданы герои сбор­ника «Гузла» своей родине.

Перед взором читателей «Гузлы» вставали колоритные кар­тины жизни и борьбы, в которых раскрывалось величие чело­веческого сердца, позор предательства, святая верность побра­тимству.

Время второй печати.

На «провокацию» нашего писателя поддались два известнейших славянских поэта. Великий польский поэт Адам Мицкевич, «критик зоркий и тонкий и знаток в славенской поэзии, не усумнился в подлинности сих песен...» и сделал несколько переводов. Вторым был русский поэт, причем стихи вам знакомы с детства.

«Трусоват был Ваня бедный:

 Раз он позднею порой,

 Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.»

                                           «Вурдалак»

 «Что ты ржешь мой конь ретивый,

Что ты шею опустил,

Не потряхиваешь гривой,

Не грызешь своих удил?»

                                            «Конь»

Пушкин перевел или творчески переработал 11 сюжетов

В 1828 году наш писатель опубликовал историческую драму, в которой он сочувственно отразил события крестьянского восстания XIV века

во Франции. В то время писателя-романтика привлекали поворотные моменты в жизни народов.

Время третьей печати.

Назовите, под каким названием вошла в мировую историю эта крестьянская война?

Жакерия

Жакерия. Во время Столетней войны бедствия крестьянства в Северной Франции достиг­ли предела. Банды распущенных наемников (бриганды) нападали на беззащитных людей, грабили и убивали. Крестьяне не знали покоя ни днем ни ночью. Работая на полях, они вынуждены были оставлять в селе дозорных, а на ночь укрываться со своим небо­гатым скарбом в недоступных местах. Иногда крестьяне в поряд­ке самообороны оказывали грабителям вооруженное сопротивление. Так случилось и 28 мая 1358 г, в одной из деревень провинции Бовези. Крестьяне убили 9 грабителей и, боясь мести со стороны их сообщников, решили не складывать оружия, призвав соседние деревни следовать их примеру. Началась одна из крупнейших крестьянских войн средневековья — Жакерия (Жак-простак — презрительная кличка крестьянина).

Восстание крестьян было обусловлено всем предыдущим раз­витием французской деревни в северных областях страны. Пере­вод крестьян на денежные повинности сопровождался усилением феодальной эксплуатации, росли налоги. Вследствие сокращения населения от эпидемии чумы («черной смерти») издавались за­коны о принудительном найме на работу на условиях низкой оплаты труда, существовавшей до эпидемии. Это тяжело отразилось на сельской и городской бедноте. Война усугубила и до того тя­желое положение крестьян. В районах военных действий населе­ние постоянно подвергалось грабежам и насилиям. Прибавились новые тяготы — крестьян заставляли день и ночь работать на со­оружении укреплений на дорогах, ведущих в Паркж. Достаточно было одной искры, чтобы разгорелся пожар крестьянской войны в Северной Франции.

Восстание очень быстро охватило ряд областей на север от Па­рижа — Бовези, север Иль-де-Франса, Вермандуа, Пикардию, часть Шампани. Когда в Бовези собралось несколько тысяч повстанцев, у них появился свой «генеральный капитан» — Гильом Каль — крестьянин из деревни Мело. Это был способный кресть­янский военачальник, пытавшийся создать из стихийно возникших отрядов единое боеспособное войско.

До нас не дошли какие-либо документы, излагающие программу восставших крестьян. Сформулированной программы, видимо, не было. Но о стремлениях восставших мы можем судить до их действиям. Они сводились к тому, чтобы «истребить всех дворян до единого» и тем самым избавиться от угнетателей. Это была «воина недворян против дворян», как характеризовали ее совре­менники. Как и другие крестьянские восстания средневековья, она не была направлена против феодальной монархии: на знаме­нах восставших красовалось изображение герба Валуа — цветок лилии.

В начале дворян охватил панический страх, и они не могли оказать никакого сопротивления восставшим крестьянам. Потом, придя в себя, они обратились к Карлу Злому — наваррскому коро­лю, претендовавшему на французский престол, чтобы он взял на себя руководство карательными силами дворян. Собрав около ты­сячи французских и английских рыцарей, Карл Злой двинулся против повстанцев. Гильом Каль не хотел сразу вступать в сра­жение с дворянами, считая, что его войско еще к этому не готово. Он предлагал укрепиться вблизи Парижа и действовать в союзе с восставшими парижанами. Но крестьяне отказались уйти с за­нятых позиций, говоря, что они вполне в силах «разбить дворян­ство». Увидя стройные ряды повстанцев, Карл Злой не решился с ходу начинать бой, а предложил начать переговоры, чтобы усы­пить их бдительность. Гильом Каль легковерно отправился к про­тивнику, не взяв даже заложников. Вероломно захватив в плен крестьянского вожака, Карл Злой неожиданно напал на лагерь повстанцев. Многие были перебиты, остальные рассеяны. Гильома Каля подвергли мучительной казни. Повсюду началась дикая рас­права с восставшими. Особенно пострадало население Бовези: «Жители [этой области] были либо истреблены, либо изгнаны, а имущество их вконец разграблено»,— рассказывает хроника. За две недели после поражения Жакерии погибло, по словам хро­ники, 20 тыс. крестьян. Резня продолжалась до середины авгус­та, пока Карл дофин не объявил общей амнистии.

Жакерия разделила судьбу всех крестьянских войн средневе­ковья — она была потоплена в крови восставших. Причиной неиз­бежного поражения явились стихийность, разрозненность кресть­янских выступлений, отсутствие единой организации. А главное, у крестьян не было руководящей силы и надежных союзников.

В 1829 году наш писатель публикует роман, состоящий из собранных вместе новелл: "Хроника царствования Карла IX", ставшую одним из лучших исторических романов французской литерату­ры. Писатель обратился к важному эпизоду национальной истории XVI века — борьбе протестантов и католиков.

В своем романе он показал людей XVI века втянутыми

 в братоубийственную войну, рассказал о религиозном фанатизме католиков

и протестантов. Историческое повествование позволило писателю высказать

 свое отрицательное отношение к политиче­ской власти дворянства и церкви,

 установленной в современной ему Франции Священным союзом.

Ответственность за события 1572 года он целиком возложил на церковь

 и двор.

«Хроника времен Карла IX» — выдающееся достижение в раз­витии жанра

 французского исторического романа. Она сохраняет отпечаток поэтических

 увлечений французских романтиков экзо­тикой прошлого, но наряду с этим

свидетельствует и о становле­нии реализма в литературе 20-х годов.

Романтическая тема любви сочетается в романе с реалисти­ческим

изображением исторических событий с наиболее буднич­ной, прозаической

 стороны.

 Иронизируя над представлением своих современников о политических деятелях

прошлого, наш писатель утверждает, что личность в истории отнюдь не всесильна.

В VIII главе романа писатель полемизирует с теми, кто сводит задачу

исторического повествования к поверхностному описанию событий,

нагромождая факты и упуская из виду реальное течение жизни, подлинные

приметы эпохи и бытовые подробности.

Время четвертой печати.

Какое историческое событие является центральным, кульминационным в романе?

Варфоломеевская ночь

Рсформационное движение во Франции. Для развития Рефор­мации во Франции не было такой благоприятной почвы, как в Германии или Швейцарии.

Усиливавшаяся королевская власть противостояла папским притязаниям, и уже в XV в. было провозглашено верховенство собора над папой.

 Согласно Болонскому конкордату 1516 г., король получил право назначать епископов с последующим утверждением канди­датуры папой. Он мог подолгу не замещать вакантные должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей

Однако идеи Реформации начали распространяться весьма ра­но. Один из французских гуманистов — Лефевр д'Этапль — в 1512 г. написал трактат «Послания апостола Павла», в котором он выдвинул два основных положения Реформации: оправдание верой и признание священного писания единственным источником веры. Во Франции распространилось лютеранство. Первым осно­вателем протестантской общины был Брисоннэ, епископ города Мо; но она не приобрела значительного влияния.

В начале 30-х гг. XVI в. протестанты стали действовать более активно. В ответ на это королевское правительство перешло к ре­прессиям; в 1535 г. было сожжено 35 лютеран и 300 человек аре­стовано. При Генрихе II был создан чрезвычайный трибунал для борьбы с кальвинистами, получивший название «Огненной пала­ты»: за три года своей деятельности он вынес около 500 обвини­тельных приговоров, 60 были смертными.

Качало гражданских войн. Гражданские войны продолжались 36 лет (1562—1598). Они начались в 1562 г. с эпизода в местечке Васси, когда герцог Гиз со своей вооруженной свитой напал на молитвенное собрание гугенотов.

В 1572 г. возник план примирения враждующих партий по­средством династического брака Генриха Бурбона и Маргариты Валуа, сестры короля Карла IX.

Этот проект был сорван Гизами и матерью короля Екатериной Медичи, боявшимися усиления гугенотов. Приехавшие на свадьбу гугеноты были вероломно перебиты в ночь на 24 августа (Варфоломеевская ночь). Подобные же избиения гугенотов происходили и в других городах. Погибло более двух тысяч гугепотов; в Варфоломеевскую ночь был убит адмирал Колииъп. Но расчеты Ека­терины Медичи и Гизов не оправдались: после событий Варфоломеевской ночи военные действия стали еще более ожесточен­ными.

Второй период гражданских войн (1572—1576). Не надеясь на победу в масштабе всего государства, гугеноты создали на юго-западе Франции свое государство в форме федерации отдельных провинций. Южные города сначала склонялись к подчинению ко­ролевской власти. Но дворяне организовали отряды и принужда­ли города к выступлению против короля. Под их давлением крупная буржуазия отошла от активной политики, и власть оказалась в руках рьяных кальвинистов, которые присоединились к дворян­ству. Каждая провинция управлялась губернатором из местной знати. Таким образом, юг отделился от Северной Франции.

Во второй период гражданских войн оформилась политическая идеология гугенотов, боровшихся против абсолютизма. В памфле­тах гугенотских публицистов — монархомахов — прославлялись средневековые Генеральные штаты; развивалась теория проис­хождения государственной власти путем установления «общест­венного договора» между народом и избранным им королем. Ко­роли, которые злоупотребляли своей властью, объявлялись тира­нами, и народ был вправе изгнать или казнить их.

Но под народом они понимали аристократию. Юбер Ланге писал: «Под народом мы понимаем не весь народ, а лишь его представителей: герцогов, принцев, знатных... Берегитесь господ­ства черни или крайностей демократии, которая стремится к унич­тожению дворянства...»

Третий период гражданских войн (1576—1598). После смерти Карла IX в 1574 г. трон Франции перешел к его брату Генри­ху III. Опасаясь, что в случае смерти Генриха III престол перейдет к его ближайшему родственнику Генриху Наваррскому, кальвини­сту и вождю гугенотов, католики решили создать свою организа­цию, подобную конфедерации гугенотов на юге. Католическая лига возникла в 1576 г. Возглавивший ее Генрих Гиз рассматривался как претендент на трон Франции.

В 1576 г. в Блуа собрались Генеральные штаты. Сторонники Гизов протестовали против попыток Генриха III примириться с гугенотами и предоставить им свободу вероисповедания. Однако по королевскому эдикту гугенотам было обещано право испове­довать свою религию везде, кроме Парижа; они получили восемь крепостей и сохраняли свою армию.

Создание католической лиги оживило деятельность фанатиков Парижа, но внутри лиги существовали разногласия между арис­тократами и рядовым дворянством, буржуазией городов. Генрих III, опираясь на последних, объявил себя главой лиги. Гизы по­вели усиленную агитацию против короля, используя движение среди мелких торговцев, ремесленников и плебейства, страдавших от налогов, смут в государстве и затянувшейся войны. Парижская буржуазия была возмущена вымогательствами короля, низы на­селения страдали от поборов и притеснений. В В 1584—1585 гг. была создана Па­рижская лига.

Парижская лига учредила комитет, которому было поручено следить за действиями короля. Очень скоро власть в Парижской лиге перешла к «Комитету 16-ти», составленному из представителей от 16 кварталов Парижа. По примеру Парижа и другие горо­да превращались в независимые республики.

Король решил разогнать Парижскую лигу и избавиться от опеки Гизов; он начал стягивать войска к Лувру. Когда об этом узнали, на улицах Парижа стали строить баррикады. Ремесленники, мелкие торговцы, подмастерья, рабочие, поденщики готови­лись сражаться с королевскими войсками. Король бежал из Па­рижа в Шартр. Когда же в 1588 г. в Блуа собрались Генеральные штаты, король, желая подавить их оппозицию, приказал убитьГиза. В ответ на это в Париже вспыхнуло возмущение, город от­казался повиноваться королю. Лига выдвинула своего кандидата на престол Франции — брата убитого Генриха Гиза, герцога Майеннского. Воспользовавшись обстановкой политической анархии, испанский король Филипп II ввел, с согласия лиги, испанский гарнизон в Париж (1591 г.). К гражданской войне прибавилась война с испанскими интервентами на французской территории.

Генрих III попытался исправить положение и пошел на союз со своим недавним врагом Генрихом Наваррским, которого он провозгласил своим наследником. Весной 1589 года оба короля пошли на Париж. В Париже обстановка была тревожной; боялись, что появление королей, особенно Генриха Наваррского, вызовет теперь расправу с католиками. Католические проповедники произносили в церквах речи, призывающие отомстить за смерть Ген­риха Гиза. Первого августа 1589 г. Генрих III был убит мона­хом — членом лиги. Династия Валуа окончилась. Королем Франции должен был стать Генрих Наваррский. Но ему предстояла еще война с лигой и другими католическими противниками.

Во многих районах юго-запада страны развернулось широкое крестьянское движение против налогов и бесчинств дворянства. Восставшие крестьяне «кроканы» (их лозунгом было «на грызунов») громили дома сборщиков налогов и усадьбы дворян. Движение народных низов заставило оба лагеря пойти на  взаимные уступки, чтобы восстановить королевскую власть и ук­репить порядок в стране. Париж был согласен принять Генриха, который уже был коронован в Шартре, но недовольство вызывал протестантизм. Генрих Бурбон 22 июля 1593 г. перешел в католичество. «Париж стоит мессы»,— отвечал он на упреки со сто­роны бывших соратников.

Нантскпй эдикт. Война с Филиппом II Испанским окончилась успешно для Франции в 1598 г. После того как при Вервье испан­ские войска потерпели тяжелое поражение, феодалы-католики капитулировали.

Гражданские войны закончились. Генрих IV в 1598 г. издал Нантский эдикт, ставивший цель примирить католиков с гугено­тами. Католичество восстанавливалось во всей Франции и признавалось государственной религией. Католическому духовенству возвращались его земли. Гугеноты получили право исповедовать кальвинизм, собирать свои церковные съезды. Это был первый эдикт веротерпимости в Западной Европе. Гугенотское дворянст­во начало отходить от политической оппозиции и возвращалось обратно в католицизм. Гугенотам было оставлено около 200 кре­постей на юге и юго-западе. Они получили право иметь при короле своих представителей, а также собирать особые политические со­вещания. В результате гражданских войн гугеноты юга Франции получили значительную самостоятельность.

 

Дальнейшее творчество нашего писателя связано с жанром малой повествовательной формы — новеллой. Шедевром новеллистического искусства стала его новелла "Маттео Фальконе" (1829). Трагическая история героя — ма­ленького корсиканца Фортунато — потрясает читателя.

Прав или не прав его суровый отец? На этот вопрос писатель не дает прямого ответа, предоставляя возможность думать читателю.

Время пятой печати.

Какого выдающегося исторического деятеля-выходца с Корсики, вы знаете?

Наполеон I Бонапарт

Из семьи небогатого корсиканского дворянина Карло Бонапарте, занимавшегося адвокатской практикой

Писатель достиг высокого мастерства в жанре новеллы.

В 1829 году он создал не только новеллу «Маттео Фальконе»,  но и

«Таманго», которые затем вошли в первый сборник рассказов  —

 «Мозаика» (1832).

Полная драматизма судьба вождя негритянского племени Таманго

Потрясают нас не своей романтической не­обычайностью, а жестокой,

 трезвой, реалистически осмысленной правдой.

Писатель показывает, что каждый из его героев действует в строгом

соответствии с условиями, в которых он живет, что, с точки зрения

жителей маки, страшный в своем отцовском гневе Маттео — прав.

Да и  Таманго достоин не только проклятия, но и сочувствия своего

 народа. Мы не можем стать на сторону капрала Гамбы или капитана

 Леду — носителей признаков «цивилизации». Но мы не можем

оправдать ни Маттео Фальконе, ни Фортунато, ни Таманго.

Однако мы знаем, кто виноват в трагической судьбе основ­ных героев,

 в трагическом развитии событий. Это мораль пре­дательства, подкупа,

 обмана, вероломства сокрушила по-своему устойчивый нравственный

 мир «нецивилизованных» народов.и ге­роев Мериме.

Рассказ «Таманго» был одним из немногих рассказов о развращающем

 действии рабства даже на негров-жителей Африки.

Передовые люди того времени цитировали его, выдвигая многочисленные

 доводы в пользу отмены рабства.

Время шестой печати.

В каком году было официально отменено рабство?

По мере усиления движения за отмену рабства в Конгрессе разворачивались жестокие бои между его сторонниками и противниками. Избрание в 1860 году президентом США сторонника отмены рабства  Авраама Линкольна привело к отделению семи южных штатов и образованию ими Конфедеративных  Штатов Америки (1861). Это привело к гражданской войне. Северяне (унионисты) стремились сохранить целостность США. После жестокой борьбы, ценою огромных человеческих жертв им удалось взять верх над южанами (конфедератами), и рабство в 1865 году, наконец, было отменено. За этим последовало убийство  Авраама Линкольна.

 

Наш писатель - автор многих научных работ по истории, в том числе русской — о Смутном времени, восстании Степана РАЗИНА, реформах ПЕТРА I и деятельности БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО; он опубликовал также работы по географии, этногра­фии, искусствоведению.

Увлечение Испанией у нашего писателя  сменилось увлечением Россией.

 В 50 годы он занимается русским языком и литературой.

Он пишет статьи о Пушкине, Гоголе, Тургеневе и других, переводит их произведения. Мериме был одним из страстных пропагандистов и переводчиков на фран­цузский язык произведений многих  русских писателей. Со многими писателями, в частности, с Пушкимым, состоял в переписке.

В частности, он и Ференц Лист первыми из иностранцев положительно оценили

вторую оперу (оперу-сказку) этого великого русского музыкального гения. Опера на сюжет поэмы Пушкина в России была встречена неоднозначно. Это так расстроило композитора, что он на долгие годы покинул Родину и4 жил за границей, хотя после постановки первой оперы, появившейся на сцене в 1836 году, был официально признан первым композитором России и назначен на должность капельмейстера Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге.

 

Время седьмой печати.

 

Назовите имя великого русского композитора, творчество  которого было высоко оценено нашим писателем, обладавшим также, как мы видим,  безупречным музыкальным вкусом.

Михаил Иванович Глинка, речь идет об опере «Жизнь за царя» (1836) и

опере-сказке «Руслан и Людмила» (1842).

Наш писатель родился в 1803 году, а умер в 1870 году, к счастью, не дожив

нескольких месяцев до позорного поражения Франции в войне.

 

Время восьмой печати.

О какой войне идет речь?

Франко-прусская война 1870 года

 

Франко-прусская война 1870 года оканчивается поражением Франции в битве при Седане. Прусские войска осаждают Париж,что приводит к падению режима Второй империи. В результате последовавшей революции возникает Третья республика (1870 – 1940).

 

Время девятой печати.

Какая республика во Франции в настоящее время?

Пятая республика

1789 Великая французская революция.

1799 Наполеон Бонапарт провозгласил себя первым консулом.

1804 он коронован императором Наполеоном I.

1814 Наполеон Бонапарт вынужден отречься от престола. Реставрация Бурбонов. Людовик XVIII становится королем.

1830 Июльская революция свергла с престола Карла X и возвела на трон Луи Филиппа.

 1848 (февраль) в Париже произошла революция, король Луи Филипп отрекся  от престола. Была провозглашена Вторая республика, президентом которой стал принц Луи Наполеон, племянник Наполеона I.

1852 – 1870  Падение Второй республики и провозглашение Луи Наполеона императором под именем Наполеона III.

1870 -1940 Третья республика

1946 Четвертая республика – первый президент –социалист Венсан Ориоль.

1958 Пятая республика – первый президент – Шарль де Голль, избранный в декабре 1958г.

 

Источники:

Школьный биографический словарь, 2002г.

История средних веков. Учебник для студентов исторических факультетов педагогических институтов под редакцией Колесницкого,1980г.

Хрестоматия. Зарубежная литература для средних и старших классов под редакцией Мощанской,1994г.

Зарубежная детская литература. Составитель Чернявская, 1982г.

Бугаев, Зырянов. История России. 1995г.

Джейн Чизхолм. Мировая история в датах. 1994г.

 

Примечания к ведению игры.

Игра проводится со всей группой в классе.

Перед началом каждый ученик получает стопку небольших листочков, на которых он будет писать ответы. На них сразу пишется фамилия ученика.

 На обдумывание – 1 минута.

Правильный ответ дается сразу после сбора листочков с ответами.

Окончательный подсчет баллов – на следующем уроке.

Koнтакт